| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендации и решение Решение 10.1. (5 баллов) В 100 мл раствора 0.01 М раствора содержится 0.001 моль соли. Если взять 100.0 мл кислоты и добавить в нее избыток железного порошка, то начнется химическая реакция: Fe + 2HCl = FeCl2 + H2. Измерение объема выделяющегося водорода позволит установить момент, когда готовый раствор следует слить и прекратить реакцию (V = 22/4 мл). Растворение железа рекомендуется проводить в круглодонной колбе, снабженной газоотводной трубкой. Водород следует собирать над водой в цилиндре на 25 мл. Если концентрация кислоты окажется меньше, чес 0.02 моль/л (4%), то в колбу добавляют дополнительное количество кислоты, а полученный раствор упаривают на водяной бане. После упаривания раствор переливают в мерный цилиндр, в котором объем раствора доводиться до 100 мл (эту операцию следует проводить в мерной колбе). (5 баллов)
Решение 10.2. (4 балла) Металл М – это свинец. Диоксид свинца PbO2 – сильный окислитель, он реагирует с НС1: PbO2 + 4HCl = PbCl2 + C12 + 2H2O - 1 балл Тетрахлорид свинца в присутствии воды разлагается , выделяя хлор: PbC14 = PbC12 + C12 -1 балл Свинцовый сурик (Pb2IIPbIV)O4 под действием азотной кислоты выделяет осадок диоксида свинца, а в растворе появляется нитрат свинца (II) (Pb2IIPbIV)O4 + 4HNO3 = 2Pb(NO3)2 + PbO2 + 2H2O – 2 балла
Решение 10.3. (5 баллов) Средняя молярная масса (М) смеси составляет 15*2 = 30 г/моль. Каждый из присутствующих в смеси углеводородов способен образовать только одно монохлорпроизводное. Таких углеводородов существует три: метан (М = 16), этан (М=30), неопентан (М = 72). Этан по условию задачи не подходит (малярная масса самого этана равна молярной массе смеси). Следовательно в смесь входят метан и неопентан. Примем объемную долю метана за Х и получим уравнение: 16Х + 72(1 – Х) = 30, откуда смесь содержит 25% метана и 75% неопентана. (3 балла – решение) Уравнения реакции: CH4 + C12 = СН3С1 + НС1 – 1 балл С(CH3)4 + C12 = С(СН3)3СН2С1 + НС1- 1 балл
Решение 10.4. (10 баллов) 1) Сульфат железа (II) в водном растворе может реагировать с пероксидом водорода, нитратом свинца (II) и гидроксидом натрия. 2FeSO4 + H2O2 = 2Fe(OH)SO4 (1) (р-р приобретает желтую окраску) FeSO4 + Pb(NO3)2 = PbSO4 + Fe(NO3)2 (2) (выпадает белый осадок) FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2 + Na2SO4 4Fe(OH)2 + O2 + 2H2O = 4Fe(OH)3 (3) (зеленовато-белый осадок переходит в красно-коричневый) Для нитрата свинца помимо реакции (2), характерны также реакции с гидроксидом натрия и серной кислотой Pb(NO3)2 + 2NaOH = Pb(OH)2 + 2NaNO3 Pb(OH)2 + 2NaOH = Na2[Pb(OH)4] (4) (выпадает белый осадок, который растворяется в избытке реактива) Pb(NO3)2 + H2SO4 = PbSO4 + 2HNO3 (5) (выпадает белый осадок) Нитрат марганца (II) будет реагировать только с гидроксидом натрия: Mn(NO3)2 + 2NaOH = Mn(OH)2 + 2NaNO3 6Mn(NO3)2 + O2 = 2Mn3O4 + 6H2O 2Mn(NO3)2 + O2 = 2MnO2 + 2H2O (6) (выпадает белый осадок, который на воздухе постепенно приобретает темно-коричневую окраску, а становится черным) Характерные реакции для Н2О2, H2SO4, NaOH уже обсуждены при рассмотрении превращений (1) – (6). В ходе эксперимента рекомендуем заполнять следующую таблицу: (6 балллов)
2) Между указанными в условии задачи веществами могут протекать следующие «тройные взаимодействия»: (по 1 баллу за каждую реакцию) 2FeSO4 + H2O2 + H2SO4 = Fe2(SO4)3 (р-р приобретает желтую окраску) 2FeSO4 + H2O2 + 4NaOH = Fe(OH)3 + 2Na2SO4 (выпадает красно-коричневый осадок) Mn(NO3)2 + H2O2 + NaOH = MnO2 + 2NaNO3 + 2H2O (выпадает коричнево-желтый осадок) Pb(NO3)2 + H2O2 + 2NaOH = PbO2 + 2NaNO3 + 2H2O (выпадает коричневый осадок)
Решение 10.5. (7 баллов) СН2 = СН – СН = СН2 + СН2 = СН2 > циклогексен (А) > адипиновая к-та (В) Этиловый эфир адипиновой кислоты (С) (по 1 баллу за вещество и по 1 баллу за уравнение реакции) (В) НООС – (СН2)4 – СООН, (С) (С2Н5)ООС – (СН2)4 – СОО(С2Н5) В соответствии с уравнением реакции (1) масса KMnO4 составит 12.64 г 5C6H10 + 8KMnO4 + 12H2SO4 = 5НООС – (СН2)4 – СООН + 8MnSO4 + 4K2SO4 + 12H2O (1) (2 балла) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |